уроженку села БАЙКА (Богоявленское, Козьмодемьянское) Сердобского района Пензенской области
Русское село, центр сельсовета, в 10 км к югу от Сердобска. Занимает
надпойменную террасу правого берега р. Байки, левого притока Сердобы. На
1.1.2004 – 207 хозяйств, 588 жителей. Байка – мордовское и чувашское
языческое мужское имя, однако название осталось, вероятно, как память о
бывшем мордовском бортном ухожае. Бай (тюрк.) «большой, богатый»; река в
низовьях называлась в конце 17 – начале 18 веков называлась
Бая-Сердоба. Степная безлесная местность. Основано в 1770–90, население
переведено помещицей Салтыковой из Владимирской губернии (про жестокую Салтычиху я слышала рассказы от моего отца). С 1860-х гг.
волостной центр Сердобского уезда Саратовской губернии. При крепостном
праве крестьяне находились на оброке: имея хороший чернозем, получали
высокие урожаи зерновых. Однако у крестьян было мало своей земли, всего
457 десятин пашни, или на 1 двор 2,3 десятины. Было развито мукомольное
производство: в 1877 работали водяная и 32 ветряные мельницы. Крестьяне
занимались торговлей хлебом (перепродажей и сплавом в донской регион),
многие работали сдельно у соседних помещиков.
Село располагалось в то
время в два порядка вдоль реки Байки, посередине была площадь, на ней
церковь, школа (школа - рассказам моей бабушки была - церковно-приходская, и бабушка закончила в ней 4 класса), волостное правление, хлебный магазин (зернохранилище со
страховым запасом хлеба). Село отличалось относительным благосостоянием,
передовой для того времени агротехникой: пахали не сохами, а плугами, в
1886 насчитывалось 13 молотилок, 8 веялок, 19 каменных жилых домов, 5
крыто железом, кабак, 3 лавки, 88 садов, на 397 дворов – грамотных 162
мужчины и 3 женщины, 35 мальчиков учились в школе; 812 рабочих лошадей,
453 коровы, 2363 овцы, 88 дворов безлошадных, 46 – без коров; некоторые
крестьяне имели до 200 яблонь. При Советской власти главным субъектом
хозяйствования был колхоз «Гигант». Памятник архитектуры –
Козьмодемьянская церковь (1831). В окрестностях 3 памятника археологии –
2 кургана и курганный могильник из 4-х курганов эпохи бронзы (не
изучались, распахиваются).
Численность населения: в 1858 – 1725, 1877 –
2108, 1897 – 2642, 1926 – 3129, 1938 – 1033: из чего следует, что каждый 3-й житель был раскулачен в 1937 году, в том числе семья моей бабушки.
Моя бабушка рассказывала, что видела В.И. Чапаева своими собственными глазами: он у неё попросил попить колодезной воды: что-то типа: "А дай-ка, красавица, испить водицы". Бабушке Чапаев понравился: она и через много лет вспоминала о нём, как о красавце (Козлов Василий Васильевич (1897, с. Байка Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне Сердобского района – 05.03.1985, Челябинск), участник гражданской войны, писатель. В 1919 г. был личным шофером начальника 25-й стрелковой дивизии В.И. Чапаева. Жил в Челябинске, работал на тракторном заводе. Автор книг «Наш Чапай» (Челябинск, 1951), «Рядом с Чапаевым» (Челябинск, 1968).
Моя бабушка рассказывала, что видела В.И. Чапаева своими собственными глазами: он у неё попросил попить колодезной воды: что-то типа: "А дай-ка, красавица, испить водицы". Бабушке Чапаев понравился: она и через много лет вспоминала о нём, как о красавце (Козлов Василий Васильевич (1897, с. Байка Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне Сердобского района – 05.03.1985, Челябинск), участник гражданской войны, писатель. В 1919 г. был личным шофером начальника 25-й стрелковой дивизии В.И. Чапаева. Жил в Челябинске, работал на тракторном заводе. Автор книг «Наш Чапай» (Челябинск, 1951), «Рядом с Чапаевым» (Челябинск, 1968).
Храм во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана
Каменный, однопрестольный. Построен в 1831 г. на средства прихожан;видимо, в этой церкви мою бабушку (и её братьев) крестили:
Комментариев нет:
Отправить комментарий