среда, 30 марта 2011 г.

комбинаторика

Я окончила среднюю школу в Узбекистане. Математический класс. Это значит, что математика во всех её видах и разновидностях у нас была и вместо уроков труда, и даже, вместо физкультуры!
Наш математический класс был невелик: чуть больше 10 человек. Туда собрали из трёх обычных классов общеобразовательной школы "самые сливки". Поскольку нас было мало, с нами педагоги занимались, как с эксклюзивным "материалом": т.е. ежедневно. Не выучить уроки было невозможно: мы твёрдо знали, что нас спросят всё равно ...
Теперь мой учитель по математике Мария Александровна Бородач живёт в Германии, а я, вот, - в России.
Мне уже давно стало известно, что математика и защита прав человека тесно связаны. В Российской правозащите - очень много математиков. Например: сама защита прав человека началась со знаменитого А.Есенина-Вольпина. Обнинский правозащитник Т.Котляр окончила аспирантуру мат.фака МГУ по теме "Математическая логика". Именно от неё я узнала о теореме неполноты Гёделя, которой она пользовалась, пока работала 9 лет подряд депутатом Законодательного Собрания Калужской области. Мой нынешний босс - С.Ганнушкина - руководитель правозащитной программы "Миграция и право", математик, доцент кафедры математики РГГУ: http://www.hro.org/node/7366
Неожиданно для меня самой математикой пришлось заняться и мне. Сегодня.
Потребовалось построить Треугольник Паскаля, чтобы определить сколько возможно комбинаций по 5 элементов из 20 возможных (версий для защиты прав человека). Строила я этот треугольник, строила ... пока не замучилась.
А тут моя любимая память мягко так "подсказывает": "Факториал. Фак-то-риал! Ну, факториа-а-а-ал, же ..."
Поднапряглась, прислушалась в голосу своего разума: точно, сработало! Всё сошлось (или "срослось", как любит говорить один мой знакомый адвокат из г.Кургана).

Теперь я в раздумье: так ли уж бесполезны знания, полученные в юности в школе, даже, если они неожиданно будут востребованы лишь раз в жизни?

Комментариев нет:

Отправить комментарий